АКПП — разновидность коробки передач автомобилей, обеспечивающая автоматический (без прямого участия водителя) выбор соответствующего текущим условиям движения передаточного числа, в зависимости от множества факторов.От механической (МКП) отличается автоматическим переключением передач. Наиболее распространённый тип автоматической трансмиссии отличается также иным принципом действия механической части, а именно использованием планетарных механизмов и гидромеханического привода вместо чисто механического в традиционной механической КП.
Гидротрансформатор заменяет сцепление, необходимое для нормальной работы механической коробки передач. В связи с этим более корректным является термин автоматическая трансмиссия, а не автоматическая коробка передач. При этом встречаются и конструкции, где гидротрансформатор работает с обычной двух- или трехвальной коробкой передач. Такое решение используется намного реже, чем сочетание с планетарной коробкой, но не является необычным: оно использовалось на автобусах ЛиАЗ-677 и в ряде современных продуктов компании Z .В последние десятилетия, наряду с классическими гидромеханическими автоматическими трансмиссиями, предлагаются и различные варианты автоматизированных механических коробок передач (роботизированных) с электронным управлением и электромеханическими или электропневматическими исполнительными устройствами.
Существует 3 основных принципа устройства АКПП: Гидротрансформатор, Вариатор и Роботизированная КП. Разновидностью автоматической трансмиссии является автоматизированная бесступенчатая трансмиссия (вариатор). Также существуют различные автоматизированные роботизированные коробки передач. В настоящее время имеется два поколения роботизированных коробок. Первое поколение представляет собой компромисс между ручной и автоматической коробкой передач в которой присутствуют традиционные для МКП агрегаты (не органы управления) — сцепление и коробка с механическим приводом, однако управление ими осуществляет электроника. Они не обеспечивают должной плавности переключения передач из-за резкого прерывания крутящего момента и недостаточно совершенной автоматики. Надёжность их также пока не очень высока. На данный момент роботизированные коробки с одним сцеплением (для компактных автомобилей) практически повсеместно сняты с производства. Они ещё стоят на некоторых моделях и и вероятно, с рестайлингом моделей, будут заменены на высокоскоростные 6-ступенчатые планетарные, типа-80. Данная коробка предназначена для переднеприводных автомобилей с крутящим моментом до 400 Нм (6500 об.мин.), что делает её удобной для турбированных и дизельных двигателей.Второе поколение роботизированных коробок передач называется преселективная коробка передач. Особенностью данной коробки передач является то, что имеется два отдельных вала для четных и нечетных передач, каждый из которых управляется своим сцеплением. Это позволяет предварительно переключить зубчатые колеса очередной передачи, после чего почти мгновенно переключить сцепления, при этом разрыва крутящего момента не происходит. Данный вид автоматических коробок передач в настоящее время является наиболее совершенным с точки зрения экономичности и скорости переключения.